В мрачные времена средневековья классические приемы не были совсем забыты. Александр Траллийский (525—605 гг.) придерживался гиппократовского принципа Contraria contrarius (лечить «противоположное противоположным»). Он применял мед как слабительное, а также при болезнях дыхательных органов, печени, почек.
На арабском Востоке врачи широко использовали мед. Магомет считал, что излечение достигается тремя способами: медом, насечками и прижиганиями. Успешно применял продукты пчеловодства знаменитый ученый Ибн-Сина (Авиценна). В его «Каноне» мы находим десятки рецептов, в состав которых входят пчелиный мод и воск. Рассказывая про «лекарственную кашку философов», в состав которой входил мед, Авиценна писал: «Она полезна от излишков слизи, укрепляет душу, придает бодрость, способствует перевариванию пищи, облегчает отрыгивание, возбуждает аппетит,— как бы провизия для [сохранения] юности,— усиливает [способность] запоминать и восстанавливать в памяти, обостряет разум, развязывает язык...»*. Авиценна считал, что мед обладает отсасывающими свойствами. Для лечения ран он рекомендовал применение лепешек — «тапитма», которые готовились из меда и пшеничной муки без воды. Лепешку прикладывали к раневой поверхности и до появления нормальной ткани меняли через каждые 12 часов. Он также писал, что мед полезен при глубоко лежащих загрязненных язвах.
В памятниках древней грузинской медицины (Цигна Саакимо — лечебник XI—XII вв.) много ярких строк посвящено высоким лечебным свойствам пчелиного меда. В летописях указывается, что грузинские воины всегда брали с собой кожаные мешочки, в которых хранилась медовая масса — кумели, своего рода ранцевый неприкосновенный пищевой запас. При наличии воды кумели не только утоляла голод воина на весь день, но и давала ему силы для сражений.
В России медицина развивалась самобытно — в гуще народной. Здесь были знахари, кудесники, волхвы, колдуны, наговорщики, чародеи и т. п., но не было особой касты жрецов, как в других древних государствах — Египте, Индии, Греции. Былины рассказывают о каликах перехожих, исцеливших Илью Муромца, который «тридцать три года сиднем сидел в селе Карачарове», и возвратили ему силу богатырскую, дав испить «чарку питьица медвяного». На протяжении многих веков люди наблюдали за действием многочисленных лекарственных веществ. Народные медицинские воззрения передаются из поколения в поколение.
Старинные русские рукописные лечебники — подлинная энциклопедия народной медицины. Они рисуют картину далекого прошлого русской медицины — поистине народного врачевания. В этих русских рукописных лечебниках много ярких строк посвящено высоким лечебным свойствам меда, приводятся десятки рецептов, в состав которых входит мед.
«Мед есть сок с росы небесной,— читаем мы в старинном лечебнике (XVII в.) — который пчелы збирают во время доброе с цветов благоуханных, и от того имеет в себе силу многу и угоден бывает к лекарству от многих болезней.
Мед на раны смрадные пособляет, очам (глазам — Н. И.) затемнение отдаляет, помазуючи или пластырь прикладываючи, распадлины рта лечит, воду мочевую порушает, живот обмягчает, кашляючим пособляет, ядовитое укушение лечит и укушение бешеныя собаки уздравляет, на раны тлубокия добре пособляет, легкому и всем суставом нутренним несказанно есть лекарство»**. Эта выдержка показывает, сколь многосторонними считались терапевтические свойства меда.
Лечебники характеризуют мед как лекарство, которое оказывает свое благотворное влияние на людей всех возрастов: «Мед дивий (дикий, лесной, луговой — Н. И.) даем прияти без боянства по рассуждению младым и старым, и женам брюхатым, понеже мед дивий в приятии невредителен есть и зачавшемуся во утробе» ***. Несмотря на то, что эти слова написаны на пожелтевших от давности страницах, они не потеряли своего глубокого смысла и в наши дни.
М. И. Калинин говорил: «Народ—это все равно, что золотоискатель, бриллиантоискатель: он выбирает, сохраняет и несет, шлифуя на протяжении многих десятилетий, только самое ценное, самое гениальное» ****. На протяжении столетий народ находил в природе лекарственные средства, но многие из них не выдерживали испытаний временем и были преданы забвению. Пчелиный мед на протяжении многих веков пользуется большой и заслуженной славой прекрасного лечебного средства при ряде заболеваний.
Мед обладает исключительными, свойственными только ему преимуществами перед всеми известными в наши дни средствами. Он имеет приятный вкус, он может быть приобретен без рецепта врача (но, понятно, по совету врача), его можно принимать в домашних условиях; он одновременно является ценнейшим лекарством и прекрасным продуктом питания. Теперь лечебно-профилактические свойства меда подтверждены также научно-исследовательскими и клиническими данными.
Около 2500 лет назад великий врач Гиппократ мечтал о том, чтобы лекарственные вещества обладали питательными свойствами, а продукты питания действовали как лекарства. Именно в пчелином меде благоприятно сочетаются эти свойства.
* Ибн-Сина (Авиценна). Канон врачебной науки. Ташкент, Изд-во АН УзбССР, т. V, 1960, стр. 30—31.
** «Книга, глаголемая „Прохладный вертоград", избранная от многих мудрецов о различных врачевсих вещех, ко здравию человеческому нристоящих». 1672 (рукопись).
*** Там же.
**** М. И. Калинин. Речь при вручении орденов Союза ССР работникам искусств УССР и Казахской ССР. Статьи и речи. М., Нартиздат, 1937, стр. 212.